Тема: «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования»
Сроки реализации: 2021 – 2023 годы
Актуальность инновационного проекта
Основная идея инновационного проекта заключается в разработке единых подходов и требований к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, внедрению наиболее эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания обучающихся, что позволит успешнее решать задачу организации психологической профилактики и коррекции на ранних этапах.
Исследование позволит выработать согласованные подходы к использованию новых технологий в процессе оказания психологической помощи и повысить ее эффективность.
Таким образом, научная новизна исследования заключается в систематизации процедур оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, обосновании модели психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания в различных условиях, совершенствовании системы работы по оказанию психологической помощи.
Организация деятельности по оказанию психологической помощи – это совокупность методических и психологических мероприятий, направленных на создание условий для результативной профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждении образования.
Оказание психологической помощи обучающимся, их законным представителям и педагогическим работникам в нашей стране имеет государственное значение. Кодексом Республики Беларусь об образовании предусмотрена система обеспечения социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи.
Психологическая помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.
Работа педагога-психолога в школе является значимой и необходимой, так как главной целью деятельности педагога-психолога является максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию учащихся, обеспечивающее им психологическое здоровье и психологическую готовность к жизненному
самоопределению.
Таким образом, необходимость осуществления данного проекта обусловлена как потребностью общества в повышении эффективности процесса оказания психологической помощи, так и недостаточной разработанностью темы, как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Новизна работы состоит в совершенствовании и поиске методов работы, направленных на создание эффективной модели деятельности педагога-психолога по оказанию психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждении общего среднего образования.
Цель проекта: повышение качества оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.
Задачи проекта:
- внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждении общего среднего образования;
- внедрить единые подходы и требования к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования;
- содействовать гармонизации социально-психологического климата в учреждении образования;
- создать условия для полноценного личностного развития учащихся;
- формировать психологическую компетентность участников образовательного процесса;
- создать методические и информационные ресурсы в рамках модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;
- оценить эффективность внедрения проекта.
В качестве критериев и показателей, по которым определяется эффективность инновационной деятельности, будут выступать:
- динамика мотивации участников образовательного процесса к получению психологической помощи (по выделенным показателям);
- уровень психологической культуры участников образовательного процесса (по выделенным показателям);
- уровень личностного развития и профессиональной квалификации педагогов-психологов учреждений общего среднего образования (по выделенным показателям);
- удовлетворенность участников образовательного процесса результатами инновационной деятельности (по выделенным показателям).