Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Кибербуллинг

Дата: 29 января 2021 в 12:32
Автор: Кислая Т. И.

Интернет-травля<sup>[1]</sup><sup>[2]</sup><sup>[3]</sup>, или кибертравля, — намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило, в течение продолжительного периода времени.

     Для обозначения явления также используются англицизмы кибермо́ббинг — это термин, пришедший из английского языка (от англ. Cyber-Mobbing), также интернет-моббинг (Internet-mobbing), кибербуллинг (Cyberbullying), троллинг (trolling — «ловля»), флейм (flame — «пламя»).

     Травля осуществляется в информационном пространстве через информационно-коммуникационные каналы и средства. В том числе в Интернете посредством электронной почты, программ для мгновенного обмена сообщениями (например, ICQ) в социальных сетях, на форумах, а также через размещения на видеопорталах (YouTubeVimeo и других) компрометирующих видеоматериалов и сообщений (как правило, с ненормативной лексикой), либо посредством мобильного телефона (например, с помощью SMS-сообщений или надоедливых звонков).

Лица, совершающие данные хулиганские действия, которых часто называют «тролли», «булли» или «мобберы», часто действуют анонимно — так, что жертва не знает, от кого проистекают агрессивные действия.

      Обычно под травлей понимают агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц.

     В широком смысле травля представляет собой систематическое, повторяющееся в течение длительного времени третирование, оскорбление, унижение достоинства другого человека, например, в школе, на рабочем месте, в тюрьме, и через Интернет, и так далее. Типичные действия, осуществляемые при травле — это распространение заведомо ложной информации (слухов и сплетней) о человеке, насмешки и провокации, прямые оскорбления и запугивание, социальная изоляция (бойкот и демонстративное игнорирование), нападки, ущемляющие честь и достоинство человека, причинение материального или физического вреда.

    К формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавляются возможности всемирной паутины, благодаря чему она приобретает следующие функции:

     Круглосуточное вмешательство в личную жизнь. Травля не имеет временного или географического ограничения. Нападки не заканчивается после школы или рабочего дня. Киберхулиган (моббер) круглосуточно имеет прямой доступ через технические средства к жертве: мобильный телефон или профиль в социальных сетях и электронную почту. Благодаря постоянным номерам и учётным записям жертва не защищена от нападок и дома.

     С другой стороны, не очень настойчивого и способного хулигана можно занести в чёрные списки и помечать его сообщения как спам.

Жертвы интернет-травли

    Дети, которые стали жертвами травли в Интернете, как правило, уже ранее были её жертвами в реальной жизни. В большинстве случаев, основной удар преследователя приходится на внешний вид, на «аватар» подростка или взрослого (например, слишком худой или слишком толстый и так далее).

      Основное количество жертв и их преследователей приходится на возраст между 11-16 годами — пубертатный период, характеризующийся высокой чувствительностью к любым оскорблениям, слухам и социальным неудачам.

  • Неограниченность аудитории, быстрота распространения информации. Сообщения или изображения, пересылаемые электронными техническими средствами, очень трудно контролировать, как только они оказались онлайн. Например, видео легко копируются с одного интернет-портала на другой. Поэтому размер аудитории и поле распространения кибермоббинга гораздо шире «обычной» травли. Тот контент, о котором уже давно забыли, может вновь попасть на глаза общественности, и жертве будет трудно его нейтрализовать.
  • Анонимность преследователя. Киберпреступник не показывает себя своей жертве, может действовать анонимно, что обеспечивает ему — пусть и кажущуюся — безопасность и нередко увеличивает срок его негативной «кибер-активности». Незнание жертвой, кем является тот, «другой», кто её третирует, может запугать её и лишить покоя.

Преследователи

      В осуществлении преследований участвует примерно равное количество мальчиков и девочек. Исследование 2019 года показало, что 38 % из опрошенных людей сами когда-либо занимались травлей в Интернете, а 40 % из них воспринимали данное действие как шутку, проделку.

Формы травли по классификации Нэнси Виллард (Willard, 2007)

  • Оскорбление (англ. Flaming). Как правило, происходит в открытом публичном пространстве Интернета, посредством оскорбительных комментариев, вульгарных обращений и замечаний.
  • Домогательство (англ. Harassment). Целенаправленные, систематические кибер-атаки от незнакомых людей, пользователей социальных сетей, людей из ближайшего реального социального окружения.
  • Очернение и распространение слухов (англ. Denigration). Намеренное выставление жертвы в чёрном свете с помощью публикации фото- или видеоматериалов на Интернет-страницах, форумах, в новостных группах, через электронную почту, например, чтобы разрушить дружеские отношения или отомстить экс-подруге.
  • Использование фиктивного имени (англ. Impersonation). Намеренно выдавать себя за другого человека, используя пароль жертвы, например, для того, чтобы оскорбить учителя.
  • Публичное разглашение личной информации (англ. Outing and Trickery). Распространение личной информации, например, интимных фотографий, финансового положения, рода деятельности с целью оскорбить или шантажировать, например, экс-партнера.
  • Социальная изоляция (англ. Exclusion). Отказ общаться (как на деловом, так и на неформальном уровне), исключение из Instant-Messenger’a группы или игрового сообщества и так далее.
  • Продолжительное домогательство и преследование (англ. Cyberstalking). Систематическое (сексуальное) преследование кого-либо, сопровождающееся угрозами и домогательствами.
  • Открытая угроза физической расправы (англ. Cyberthreats). Прямые или косвенные угрозы убийства кого-либо или причинения телесных повреждений.

Причины травли

  • Страх: чтобы не стать жертвой травли чаще примыкают к активной, предположительно сильной группе коллектива.
  • Завоевание признания: потребность «выделиться», быть на виду, завоевать влияние и престиж в группе.
  • Межкультурные конфликты: национальные различия в культуре, в традициях, в языке, нетипичная внешность.
  • Скука: например, от скуки негативно прокомментировать чью-либо фотографию.
  • Демонстрация силы: потребность показать своё превосходство.
  • Комплекс неполноценности: возможность «уклоняться» от комплекса или проецировать его на другого. Большая вероятность стать причиной насмешек из-за чувства своей ущербности.
  • Личностный кризис: разрыв любовных отношений, дружбы, чувство ненависти и зависти, неудачи, провалы, ошибки.

Интернет-травля в учебном заведении

Учителям не всегда просто удается вовремя обнаружить случаи интернет-травли в школе на этапе их возникновения. Как правило, учителя узнают о случае травли достаточно поздно, на этапе эскалации конфликта. Упреждающие меры по узнаванию кибер-террора в школе могут способствовать смягчению конфликта и препятствуют его распространению.

Возможные признаки интернет-травли в школе:

  • Анонимность «почтового ящика». Ученики с помощью своего почтового ящика получают возможность осуществлять травлю анонимно. Необходимо учитывать тот факт, что эти анонимные почтовые ящики могут быть использования для травли других учеников.
  • Ухудшение психологического климата в классе. Если отношения между учениками в классе все чаще приобретают недружественный характер, увеличивается частота конфликтов, то это способствует развитию травли.
  • Разрыв дружественных связей между учениками.
  • Школьные мероприятия. Во время различных школьных мероприятий: экскурсионные поездки, праздники, конкурсы, спортивные состязания становится видно, насколько сплочен классный коллектив, становится осязаемой «линия надлома» межличностных отношений внутри класса.

Симптомы, проявляющиеся у жертв интернет-травли

  • Ухудшение показателей здоровья. Сюда могут относиться такие симптомы, как головная боль, боль в животе, проблемы со сном, подавленное настроение<sup>[8]</sup>.
  • Изменение поведения. Сигналом для тревоги может послужить неожиданная замкнутость и закрытость ученика, снижение успеваемости в школе, отстраненность от реального мира, частое пребывание в мире фантазий и в мире онлайн-игр.
  • Пропажа личных вещей ученика. Неожиданное исчезновение любимых вещей ученика и денег, которое легко могут заметить родители.
  • Недооценка серьезности и умаление значение кибер-террора. Жертвы травли на первом этапе общения со взрослыми зачастую скрывают случаи кибер-травли, которые осуществляют с ними другие ученики или умаляют их значении в глазах взрослых. Если есть серьезные подозрения на наличие кибер-террора, необходимо провести повторную беседу с учеником и усилить наблюдение за ним.

Защита от интернет-травли]

Как только кто-то становится жертвой травли, так сразу к нему приходит ощущение полной беспомощности. Словесные аргументы или просьбы оставить в покое не имеют шансов в борьбе с анонимной кибермоббинг группой. Кибермоббингу подвергаются даже блогеры. Низкая самооценка жертвы обостряет ситуацию отчаяния и беспомощности. Оставшись «наедине» с преследователем, трудно ожидать помощи или поддержки со стороны: если негативное видео попало в сеть, то за короткий период времени оно наберет большое количество просмотров. Как следствием может стать незамедлительная социальная стигматизация жертвы.

Родители должны подробно расспросить ребёнка о случившемся прецеденте травли и информировать о нём школу. Взрослые могут также помогать детям и подросткам в противостоянии кибертеррору: например, могут сообщить правоохранительным органам, выступить в качестве медиатора в разрешении конфликта.

Совершенствование знаний и понимания в области медиакомптенций родителей, педагогов и воспитателей — лучшая профилактика в борьбе с преследованием.

Реакция на интернет-травлю

Быстрые и превентивные действия против моббинга смягчают, а в лучшем случае предотвращают эскалацию конфликта.

Большинство жертв не отваживается обратиться за помощью и предать огласке их травлю, потому что боятся оказаться полностью изолированными от социального окружения. Однако на форумах и в социальных сетях любой пользователь может оперативно реагировать на сообщения с троллингом, подав на них жалобу администрации сайта, после чего модераторы или администраторы банят либо блокируют аккаунты мобберов. При этом куратор пострадавшей темы (форумы) или администрации сообществ (социальные сети) имеют возможность оперативно выдать временный бан в пределах темы/сообщества.

Использование современных коммуникационных технологий для травли

Технологии

Позитивное использование

Возможные злоупотребления

Мобильные телефоны

  • Возможность отправки сообщений формата SMS и MMS
  • Съемка и публикация в сети Интернет фото- и видеоматериалов
  • Использование доступных приложений мобильного телефона (игры, прослушивание музыки, заметки)
  • Доступ к сети Интернет, использование поисковых серверов и отправка электронных писем
  • Возможность использования ребёнком мобильного телефона в случае чрезвычайной ситуации
  • Систематически осуществлять анонимные звонки и отправлять оскорбляющего или угрожающего рода сообщения
  • Съемка компрометирующих фото- и видеоматериалов, публикация их в сети Интернет (например, Happy Slapping)

Instant Messenger (IM)

  • Общение с помощью чата
  • Быстрая и эффективная возможность оставаться на связи
  • Рассылка сообщений, фото- или видеоматериалов оскорбительного или непристойного характера

Чат

  • Люди со всего мира могут обсуждать общие темы в группах.
  • Хорошая возможность для знакомства с другими людьми
  • Отправлять анонимные угрозы или оскорбления.
  • Создание групп, в которых намеренно игнорируются определённые люди.
  • Выстраивание фальшивых дружеских или родственных отношений (чтобы узнать личную, интимную информацию). Возможные последствия: распространение слухов, психологический террор.

E-Mail

  • Электронные письма, картинки, сведения быстро и эффективно отправлять в любую точку мира.
  • Рассылать злые и негативные сообщения.
  • Рассылать непристойные материалы (видео, картинки или компьютерные вирусы).
  • Взлом другого аккаунта, для использования личного E-Mail для рассылки различной информации или для его удаления.

Веб-камера

  • Делать фото и снимать видео.
  • Видеть другого человека на экране и вести с ним диалог.
  • Проводить видеоконференции.
  • Снимать и рассылать непристойные фото и видео.
  • Убеждать или принуждать молодых людей к непристойным действиям.
  • Публиковать в Интернете личные фото и видео материалы после расставания, чтобы опозорить бывшего парня/девушку.

Социальные сети

  • Вступать в контакты с друзьями, знакомится с новыми людьми, назначать встречи.
  • Возможность креативно проявлять себя в Интернете, например, публиковать свои музыкальные сочинения.
  • Создавать свой личный профиль и свою домашнюю страницу, редактировать её содержание.
  • Писать обидные комментарии к фотографиям, к видео, на стене пользователя, в сообществах.
  • Распространять непристойное видео и фото.
  • Взлом чужого аккаунта, редактирование его с целью очернить другого человека (например, рассылка сообщений с этого аккаунта, дополнение лживой информации).
  • Намеренное создание группы, для выражения ненависти и травли определённого человека.
  • Создание фальшивого профиля для третирования другого человека.

Видео-порталы

  • Скачивать интересное и развлекательное видео, загружать своё видео.
  • Непристойное, компрометирующее, позорящее другого человека видео публиковать в Интернете.
  • Личные фотографии (в основном эротического содержания) после разрыва отношений публиковать в Интернете с целью досадить бывшему партнеру/партнерше.

Система управления обучением

  • Помощь для самостоятельного обучения.
  • Предоставление учебных материалов, домашних заданий, рефератов.
  • Писать непристойные новости.

Игровые порталы, виртуальные миры

  • Во время онлайн-игр общаться с игроками всего мира (письменно и устно).
  • Виртуальные миры позволяют пользователям создавать свои аватары, которые репрезентируют их авторов другим пользователям в виртуальном мире.
  • Опытные игроки заведомо выбирают себе слабых соперников и убивают их персонажей.
  • Намеренное удаление игрока из группы или игровых событий.

Вот несколько советов для преодоления этой проблемы в ходе разговора с детьми:

1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство. Советуйся со взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные сообщения. Прежде чем писать и отправлять сообщения, следует успокоиться, утолить злость, обиду, гнев.

2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности. Хотя кибер-пространство и предоставляет дополнительные возможности почувствовать свободу и раскованность благодаря анонимности, нужно знать, что существуют способы узнать, кто стоит за определенным никнеймом. И если некорректные действия в виртуальном пространстве приводят к реального вреду, все тайное становится явным. Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого — накопленный образ личности в глазах других участников. Запятнать эту репутацию легко, исправить — трудно.

3. Храни подтверждения фактов нападений. Если тебя очень расстроило сообщение, картинка, видео и т.д., следует немедленно обратиться к родителям за советом, сохранить или распечатать страницу самостоятельно, чтобы посоветоваться со взрослыми.

4. Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать — часто кибербуллинг вследствие такого поведения останавливается на начальной стадии. Опытные участники интернет-дискуссий придерживаются правила: «Лучший способ борьбы с неадекватами — игнор».

5. Если ты стал очевидцем кибербуллинга, правильным поведением будет:

 а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б) поддержать жертву — лично или в публичном виртуальном пространстве предоставить ей эмоциональную поддержку, в) сообщить взрослым о факте некорректного поведения в кибер-пространстве.

6. Блокируй агрессоров. В программах обмена мгновенными сообщениями есть возможность блокировки сообщений с определенных адресов. Пауза в общении часто отбивает у агрессора желание продолжать травлю.

7. Не стоит игнорировать агрессивные сообщения, если письма неизвестного вам отправителя систематически содержат угрозы. В этом случае следует скопировать эти сообщения и обратиться к правоохранителям. Если оскорбительная информация размещена на сайте, следует сделать запрос к администратору для ее удаления.

Полностью искоренить кибербуллинг, так же, как другие проявления жестокости в виртуальном пространстве и реальной жизни, невозможно. Поэтому следует держать взрослых (родителей) в курсе своих проблем.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.