Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Противодействие торговле людьми

Дата: 11 ноября 2021 в 18:18, Обновлено 11 ноября 2021 в 18:31
Автор: Кислая Т. И.

Противодействие торговле людьми в Республике Беларусь 

Беларусь эффективно противодействует преступности в этой сфере. В МВД создано специализированное подразделение (отдел по противодействию торговле людьми управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми Главного управления криминальной милиции). Комитетом госбезопасности совместно с МВД разработана методика расследования преступлений в сфере торговли людьми. Проблема серьезно изучается учеными Института национальной безопасности совместно с НИИ проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы Министерства юстиции. 

Разработан уникальный комплекс законодательных и предупредительных мер по противодействию торговле людьми. Комплекс мер определен декретом Президента Беларуси от 9 марта 2005 года № 3 "О некоторых мерах по противодействию торговле людьми". В нем дается четкая трактовка понятия “торговля людьми”, а все действия, сопутствующие этому преступному занятию, обозначаются как криминальные.«Государственная программа комплексных мер по противодействию торговле людьми и распространению проституции на 2002-2007 годы», предусматривает проведение конкретных мероприятий социального, медицинского, правового и организационного характера, реабилитацию жертв эксплуатации, а также расширение международного сотрудничества в этой сфере. 

Сравнительно большой перечень преступлений, связанных с торговлей людьми, содержится в Уголовном кодексе Республики Беларусь. Они размещены в главе 22 «Преступления против личной свободы, чести и достоинства», и к их числу относятся: 

-«Торговля людьми» (ст. 181), 

-«Похищение человека» (ст. 182), 

-«Принуждение» (ст. 185), 

-«Вербовка людей для эксплуатации» (ст. 187). 

Помимо этого действуют: 

-Указ Президента от 8 августа 2005 г. № 352 "О предотвращении последствий торговли людьми", 

-постановления Совета Министров: "О присоединении к Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами", "Аб зацвярджэннi Пагаднення аб супрацоўнiцтве дзяржаў - удзельнiц Садружнасцi Незалежных Дзяржаў у барацьбе з гандлем людзьмi, органамi i тканкамi чалавека", 

-законы: "О присоединении Республики Беларусь к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии", "О ратификации Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности», 

-постановление Министерства здравоохранения "Об утверждении перечня видов бесплатных медицинских услуг, оказываемых жертвам торговли людьми". 

Также вопросы противодействия торговле людьми оговариваются в законе «О внешней трудовой миграции», Кодексе об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальном кодексе. 

По оценке зарубежных экспертов, белорусское законодательство в этой сфере полностью соответствует международным стандартам. 

Следует знать, что в Беларуси в настоящее время лицензии на право трудоустройства граждан за границей получили 26 субъектов хозяйствования (23 юридических лица и 3 индивидуальных предпринимателя), 16 субъектов хозяйствования имеют лицензии на осуществление брачной деятельности и 2 – модельного бизнеса. 

Правоохранительными органами наработана практика противодействия данному виду преступности. Об этом свидетельствует то, что количество выявленных преступлений за последние пять лет увеличилось более чем в 3 раза. Если в 2001 г. было выявлено более 190 таких преступлений, то в 2005 - уже 650, в том числе более 270 из них связаны с вывозом потерпевших за рубеж, более 150 - с торговлей людьми. За период с 2002 г. по настоящее время пресечена деятельность 38 организованных преступных групп и 9 преступных организаций. В 2006 году за данное правонарушение осуждено более 280 лиц, из которых к 119 применены наказания, связанные с изоляцией от общества. В 2006 г. правоохранительными органами установлено 451 жертва торговли людьми, из них 53 – несовершеннолетние: в сексуальную эксплуатацию было вовлечено 363 человека, в т.ч. 49 несовершеннолетних; жертвами трудовой эксплуатации стали 88 человек, 4 – несовершеннолетних. Выявлено 164 преступления, сопряженных с вывозом людей за рубеж. 

С января 2002 года общественная организация “Белорусская ассоциация молодых христианских женщин” администрирует программу “Ла Страда: Предотвращение торговли женщинами в странах Центральной и Восточной Европы”, которая осуществляется при поддержке Министерства иностранных дел Королевства Нидерландов и других голландских благотворительных организаций. «Ла Страда» рассматривает проблему торговли женщинами как вопиющее нарушение прав человека, для решения которой требуется комплексный междисциплинарный подход. Программа предоставляет информацию по следующим вопросам: 

-что такое легальная работа за границей; 

-заключение браков с иностранцами; 

-обучение за границей; 

-телефоны и адреса белорусских посольств за границей, пункты помощи иностранцам; 

-помощь пострадавшим от торговли людьми. 

В стране работают три "шелтера" (с английского "надежное укрытие"), где жертвы подобного преступного бизнеса могут пройти курс психологической реабилитации. Эти проекты поддерживаются соответственно Международной организацией по миграции, центром "Ла Страда" и Программой развития ООН. Также существует государственный кризисный центр, куда пострадавшие женщины могут обратиться за помощью. Помимо этого пострадавшие могут получить помощь в 156 территориальных центрах социального обслуживания населения, несовершеннолетние - в 61 социально-педагогическом центре и 139 детских социальных приютах. 


Торговля людьми: новое осознание проблемы 

Словосочетание «торговля людьми» стало актуальным на территории стран Восточной Европы и бывшего СССР в последней четверти ХХ в. Экономический, политический, социальный и культурный кризис, переживаемый молодыми суверенными государствами, усилил миграционную активность населения и активизировал деятельность организованных криминальных групп, занимающихся торговлей людьми. В этот же период международная проблема торговли людьми привлекла внимание международной общественности. Ведущая роль в этом принадлежала и принадлежит неправительственным организациям, а также некоторым международным организациям, которые, проявляя политическую волю, взяли на себя обязательства по выработке эффективных механизмов противодействия такому феномену современного общества, как торговля людьми. 

Ежегодный Международный день памяти жертв работорговли и ее ликвидации объявлен в резолюции 29 С/40 Генеральной конференции ЮНЕСКО. Решение было принято на основе рекомендации, сделанной в резолюции 8.2 150-й сессии Исполнительного совета этой организации в 1996 г. Дата 23 августа была выбрана в память о знаменитом восстании рабов, вспыхнувшего в ночь с 22 на 23 августа 1791 года на острове Санто-Доминго. ЮНЕСКО предлагает всем государствам-членам ООН принимать участие в памятных мероприятиях. 

Торговля людьми запрещена международным сообществом как вопиющее нарушение прав человека. Однако, несмотря на развитие международных и национальных законодательных норм, призванных разработать эффективные меры противодействия данному явлению, организованная преступная деятельность продолжает развиваться. По статистике ООН, торговля людьми стоит на третьем месте в мире по доходности после торговли оружием и наркотиками. Согласно данным Интерпола, торговля людьми приносит организованной преступности ежегодный доход в 19 млрд. долларов США. При этом траффик является преступлением с низкой степенью риска по сравнению с торговлей наркотиками и оружием. По оценкам европейских специалистов, на земном шаре жертвами торговли людьми становятся около 2-3 млн. человек ежегодно. Транснациональный характер этих преступлений означает, что страны происхождения, транзита и назначения должны работать в партнерстве, чтобы предотвращать торговлю людьми, защищать её жертвы и преследовать тех, кто несет за нее ответственность. 

Эта проблема несет в себе угрозу национальной безопасности нашей страны, поскольку деятельность международных преступных группировок подрывает государственную экономику, нарушает основные права и свободы человека, тормозит общественный прогресс. Поэтому органы государственного управления, неправительственные организации и международные сообщества объединяют свои усилия для выработки эффективных стратегий для противостояния современному рабству. 

Целый ряд факторов обуславливает активное участие всех заинтересованных органов в предупреждении и пресечении этого вида противоправной деятельности. Во-первых, траффик людей напрямую связан с незаконной миграцией и международной организованной преступностью. Во-вторых, сексуально-экономическое рабство граждан Беларуси наносит значительный ущерб имиджу нашего государства в глазах мирового сообщества. В третьих, просто нельзя оставаться безучастным к такому позорному и трагическому явлению начала третьего тысячелетия, как сексуальное и экономическое рабство, которое приобретает в последнее время все более широкий размах. 

Нельзя по-настоящему понять всю трагедию торговли людьми или добиться искоренения этого явления, не зная, что такое торговля людьми, каковы ее причины, ничего не зная о потерпевших: кто они, что делает их беззащитными, как они попали в рабство и что потребуется для их освобождения и для их реабилитации. 

В международном сообществе до сих пор нет согласованного мнения о том, что же включает в себя понятие "торговля людьми". Ниже приводятся определения "торговли людьми", принятые Международной Организацией по Миграции «Протоколом о предупреждении, борьбе и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми», которые чаще используются в последнее время, а также термины, касающиеся этой проблемы. 

По определению Международной Организации по Миграции, признаками торговли людьми являются ситуации, когда: 

- иммигранта нанимают на работу незаконным способом, похищают, продают и/или перевозят по территории государства или за его пределы; 

- посредники (торговцы) на различных этапах этого процесса получают экономическую или другую выгоду путем применения обмана, насилия и/или любой формы эксплуатации в условиях, когда нарушаются фундаментальные права человека. 

Определение, используемое в проекте "Протокола о предотвращении, борьбе и наказании торговли людьми, особенно женщинами и детьми": 

"Торговля людьми" означает найм, перевозку, переправление, укрывательство или удержание людей, осуществляемые путем похищения, применения силы, угроз, обмана или насилия, а также незаконное предоставление или получение денежных сумм или других выгод с целью получения согласия лица, который имеет контроль над другим человеком. Вышеуказанные действия осуществляются для того, чтобы подвергнуть их какой-либо форме эксплуатации, включая рабство, принудительный труд, рабскую зависимость или сексуальную эксплуатацию. 

Рабство - статус или состояние человека, относительно которого используются любые действия на основании закрепленного права собственности; 

Принудительный труд - работы или услуги, выполнение которых осуществляется с применением насилия или угрозы его применения, а также путем давления или обмана, включая долговую зависимость; 

Рабская зависимость - статус или состояние зависимости человека, которого другое лицо (противозаконно) принуждает осуществлять какие-либо услуги, и который имеет основания считать, что у него нет другого выбора, кроме как предоставлять эти услуги. 

"Торговля людьми" также включает вовлечение, перевоз, переправление, укрывательство или удержание ребенка, а также дача или получение денежных сумм или других выгод с целью получения согласия лица, который имеет контроль над ребенком. Вышеуказанные действия осуществляются для того, чтобы использовать, доставить или предложить ребенка для рабской работы, принудительного труда, рабской зависимости, проституции или для выпуска порнографической продукции. 

Жертва торговли или человек, пострадавший в результате торговли, - человек, которого завербовали, транспортировали, купили, продали, передали и который получен, включая детей (по определению Конвенции о правах ребенка), независимо от того, согласился на это ребенок или нет. Следует различать: 

взрослых лиц, добровольно соглашающихся переезжать и полностью проинформированных относительно условий работы и услуг, которые они должны будут выполнять: 

взрослых лиц, которые не соглашаются вообще или выражают согласие, полученное с помощью обмана, принуждения и долговой кабалы. 

Торговец - это физическое или юридическое лицо, которое участвует, является соучастником или соглашается на любые действия, описанные выше. 

Страны вывоза или страны-поставщики или страны отправления - страны, из которых происходит вывоз (в данном случае женщин и детей) с целью эксплуатации в других странах. До распада СССР главными поставщиками являлись страны Юго-Восточной Азии. За последнее десятилетие наши бывшие соотечественницы заполонили секс-рынки мира. 

Транзитные страны - страны, через территорию, которых осуществляется транспортировка (контрабанда) женщин и детей. 

Страна назначения или страна ввоза или принимающая страна - страны, в которые осуществляется ввоз лиц для незаконной эксплуатации. 

Существуют много различных причин торговли людьми. Если рассматривать торговлю людьми как международный рынок, то потерпевшие составляют его предложение, а наниматели или сексуальные эксплуататоры представляют спрос. 

Бесспорно, торговля женщинами является составной частью преступления «торговля людьми». Однако термин «торговля людьми» более широкий: объектом этого преступления может быть любой человек независимо от пола и возраста. Целью торговли людьми может быть насильственный брак, принудительная работа, использование в домашнем хозяйстве и промышленном или сельскохозяйственном секторах, рождение ребёнка принудительно или по заказу, использование в сексуальном бизнесе. Мужчин, преимущественно используют на стройках, промышленности, сельском хозяйстве, детей – в попрошайничестве, особ любого пола и возраста для извлечения и трансплантации органов. 

Таким образом, жертвы торговли людьми - это люди, ожидавшие получить высокооплачиваемую работу в стране назначения, но их вынудили работать путем обмана или принуждения, применяя угрозы, насилие, они находятся в условиях долговой зависимости; у них отсутствуют документы, осуществляется полный контроль за их действиями, у них ограничена свобода передвижения за пределами работы. Это люди, которым траффикёры сказали не всю правду о роде предстоящей деятельности и условиях труда. 

Ненормированный рабочий день, физические наказания, штрафные санкции за малейшие невыполнения установленных требований, психологическое давление, шантаж, отсутствие доступа в получении медицинской помощи - это то, с чем они в действительности столкнулись. Реальные условия тяжело сказываются на психологическом, физическом, репродуктивном здоровье. 

Потерпевшие от торговли людьми платят ужасную цену. Физический и психологический вред, включая болезни и задержки в развитии, часто оставляют непреходящий след, отчуждая потерпевших от своих семей и всего общества. Жертвы торговли людьми частоупускают важные возможности для общественного, нравственного и духовного развития. Во многих случаях эксплуатация потерпевших пропорционально увеличивается: ребенок, ставший объектом торговли для выполнения одного вида подневольного труда, впоследствии может быть втянут в другой. Жестокая реальность современной работорговли такова, что слишком часто потерпевших покупают и превращают в объекты торговли снова и снова. 

Торговля людьми - это нарушение прав человека. По существу, торговля людьми нарушает всеобщее право человека на жизнь, свободу и независимость от рабства во всех его формах. Торговля детьми лишает ребенка возможности расти в защищенной среде и права быть свободным от сексуальной эксплуатации. 

Траффик способствует социальному расслоению. Потеря семьи и поддержки сообщества делает потерпевшего от торговли людьми беззащитным перед требованиями и угрозами торговцев людьми, а также различными путями способствует разрушению социальных структур. Торговля людьми прерывает передачу знаний и культурных ценностей от родителя к ребенку и от поколения к поколению, ослабляя ключевую опору общества. Прибыли от торговли людьми часто позволяют этой практике укорениться в определенном сообществе, которое затем эксплуатируется снова и снова в качестве готового источника потерпевших. Опасность стать потерпевшим от торговли людьми может заставить беззащитные группы, такие как дети и женщины, скрываться, оказывая негативное влияние на их школьное обучение и структуру семьи. Лишение образования снижает будущие экономические возможности потерпевшего и повышает риск стать объектом торговли людьми в будущем. Потерпевшие, которые смогли вернуться в свои сообщества, часто оказываются заклейменными, подвергаются остракизму и требуют постоянного социального обеспечения. Для них повышена вероятность быть втянутыми в злоупотребление алкоголем или наркотиками и криминальную деятельность. 

Торговля людьми питает организованную преступность. Прибыли от торговли людьми питают энергией другие виды криминальной активности. Там, где процветает организованная преступность, происходит ослабевание государства и принципа господства права. 

Траффик лишает страны человеческого капитала. Некоторые результаты торговли людьми включают: снижение заработков, сокращение людей, оставшихся для ухода за растущим числом пожилых людей, и недоучившееся поколение. Детям, которых в раннем возрасте вынуждают работать от 10 до 18 часов в день, закрыт доступ к образованию, и тем самым закрепляется порочный круг нищеты и неграмотности, тормозящий развитие страны. 

Торговля людьми подрывает состояние здоровья общества. Потерпевшие от торговли людьми зачастую находятся в жестоких условиях, приводящим к физическим, сексуальным и психологическим травмам. Потерпевших, насильно втянутых в сексуальное рабство, часто подавляют наркотиками и чрезмерной жестокостью. Они страдают от физического и эмоционального ущерба, связанного с преждевременной сексуальной активностью, насильным злоупотреблением алкоголем или наркотиками и контактами с венерическими заболеваниями, включая ВИЧ/СПИД. Некоторые потерпевшие страдают от хронического повреждения репродуктивных органов. Тревожность, бессонница, депрессия и расстройства в результате посттравматического шока - это обычные для жертв траффика психологические проявления. Антисанитария и проживание в переполненных помещениях, в сочетании с плохим питанием, способствуют развитию букета опасных заболеваний, таких как чесотка, туберкулез и других инфекционных болезней. Дети страдают от задержек в росте и развитии, лишения и травмы развивают у них сложные психологические и неврологические последствия. 


Информационные материалы о торговле людьми и трудоустройства за пределами РБ 

Живой товар - проблема торговли людьми 

Нет современного человека, который не слышал бы о проблеме торговли людьми, но у большинства из нас рабство ассоциируется в первую очередь с картинкой из учебника истории. Между тем по международным оценкам, в начале третьего тысячелетия размах работорговли в мире настолько велик, что по обороту денежных средств обогнал традиционно находящуюся на втором месте после наркоторговли незаконную торговлю оружием. 

Видов эксплуатации современных рабов в мире насчитываются десятки. В нашей стране это трудовая, сексуальная эксплуатация, а также вербовка с целью извлечения путем принуждения органов и тканей человека. Основная масса жертв торговли людьми - это женщины, ставшие объектом сексуальной эксплуатации. Несколько реже жертвами становятся мужчины, попавшие в трудовое рабство. 

Методы вербовки сегодня не сравнить с теми, что практиковались в 90-е, схемы обмана стали более изощренными. Интернет полон сайтов-однодневок: бизнес, обучение за рубежом, знакомство с состоятельными иностранцами... Обман раскрывается только в стране назначения, когда жертвы оказываются в долговом и сексуальном рабстве. 

По данным Международной организации труда, в мире насчитывается 20,9 миллиона человек (главным образом женщин), в том числе 5,5 миллиона детей, занимающихся принудительным трудом. Часть из этого количества людей вовлечена в занятие проституцией. В целом по миру торговля людьми приносит преступным группировкам свыше 25 миллиардов евро ежегодно. По данным ООН 30 миллиардов долларов в год. В торговлю людьми вовлечена 161 страна из 192 стран мира. 

Уголовный Кодекс Республики Беларусь предусматривает до 15 лет лишения свободы за любое из действий в цепочке - вербовка, перевозка, передача, эксплуатация... Мера наказания за торговлю людьми в белорусском законодательстве соизмерима с наказаниями, предусмотренными в европейских странах (15 - 20 лет лишения свободы). Но даже такие сроки не останавливают работорговцев. 

В Беларуси создана эффективная система противодействия торговле людьми, но каждый должен и сам заботиться о личной безопасности. 

Вы собираетесь поехать работать, учиться за границу или выйти замуж за иностранца? В любом случае делайте это законным путём, чтобы не разделить участь многих потерпевших от торговли людьми. Подумайте о своей безопасности дома, прежде чем оказаться в сложной ситуации за границей. Получить необходимую информацию можно по номеру телефона горячей линии. 

Примите во внимание следующие рекомендации 

1.Белорусская фирма, которая предлагает работу за границей, должна быть зарегистрирована в местном органе власти (исполкоме). 

2.Работа должна быть легальной. Необходимо знать, что, по законодательству большинства стран, получить работу могут только лица, достигшие 18 лет. Только в случае трудоустройства законным путем работник может рассчитывать на правовую защиту, социальное обеспечение, а в случае травм – а медицинскую помощь. Кроме того, поскольку Республика Беларусь не является членом Европейского Союза, для наших граждан существует множество запретов относительно трудоустройства. Необходимо также знать, что работодатель из любой страны должен иметь специальное разрешение государства для найма иностранца на работу. 

3.Фирма-посредник должна иметь лицензию на трудоустройство белорусских граждан за границей, в нашей стране такие лицензии выдаёт только Департамент по миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь. Лицензия выдаётся сроком на пять лет, поэтому рекомендуется проверить срок действия. Проверить наличие лицензии можно по следующим номерам телефонов местных миграционных служб: 

г. Брест – (0162) 22 28 73; г. Витебск – (0212) 23 50 19; 

г. Гомель – (0232) 53 24 70; 

г. Гродно – (0152) 44 75 07, 44 91 82; 

г. Могилёв – (0222) 32 67 36; 

г. Минск (для жителей Минского района) – (017) 254 73 05; 

г. Минск (для жителей г. Минска) – (017) 285 17 70, 55 17 68. 

Не берите деньги в долг от фирмы и не соглашайтесь на то, чтобы фирма брала оплату всех затрат на себя. Таким образом обманывают многих женщин: ещё до отъезда на работу за границу они бременены долгами. 

4.Контракт составляется на русском языке, всё должно быть предельно ясно. Он оформится в трёх экземплярах, один их которых обязательно выдаётся на руки работнику. Контракт предусматривает условия проезда, проживания и обязательно – условия и оплату труда. Он должен быть зарегистрирован в миграционной службе при горисполкоме. Нужно навести справки о величине средней заработной платы в соответствующей стране. Возможно, предложенная заработная плата недостаточна для покрытия минимальных расходов на проживание в данной стране. 

5.В паспорте должна стоять рабочая виза, а не туристическая, студенческая или какая-либо другая. Разобраться в этом поможет сотрудник посольства той страны, куда вы едете. Разрешительная запись на выезд во все страны мира ещё не даёт основания для легального выезда за границу. Для этого необходимо получить визу. Виза открывается в посольстве или консульском управлении той страны, куда вы хотите поехать. Процедура открытия визы может длиться несколько недель. Если кто-то предлагает получить визу за несколько дней, это должно насторожить. Если вид визы не соответствует цели поездки, то в случае обнаружения вас могут оштрафовать, арестовать и депортировать из страны. Работодатель может говорить, что вы нарушаете закон, и будет заставлять вас делать всё, что он захочет. Виза указывает период, в течение которого вы можете находиться в соответствующей стране. Если же вы остаётесь на территории страны после истечения срока визы, то нарушаете паспортно-визовый режим, и у вас будут соответственные проблемы. Изменить статус визы за границей невозможно ни при каких обстоятельствах. Например, находясь за границей по туристической или гостевой визе, вы не сможете легально переоформить её на рабочую визу (она должна стоять в паспорте до выезда из Республики Беларусь). Паспорт нельзя доверять никому. Это документ, удостоверяющий вашу личность. Нельзя использовать паспорт в качестве залога. Только уполномоченные органы (представители пограничных войск, таможни или полиции) имеют право потребовать паспорт. 

6.У вас должен быть точный адрес будущего места работы. Родные также должны его знать. 

7.Сделайте ксерокопии всех важных документов, один экземпляр возьмите с собой, другой – оставьте дома. 

8.Нужно знать адрес белорусского посольства или консульства в той стране (городе), куда вы едете. Прибыв в страну назначения, желательно зарегистрироваться в посольстве Республики Беларусь. 

9.Желательно иметь с собой некоторую сумму денег, достаточную для приобретения обратного билета в случае неудачи. 

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

http://s3-minsk.cloud.mts.by/datastorage/oshnov/library/ЗАКОН_РЕСПУБЛИКИ_БЕЛАРУСЬ.docx  

Борьба с торговлей людьми в Республике Беларусь 

Анкетирование 

БОКК является общественной организацией, основные направления деятельности: помощь пострадавшим от стихийных бедствий, людям, оказавшимся в ТЖС, Охрана здоровья и уход на дому; профилактика вредных привычек, профилактика распространения ВИЧ, противодействие торговли людьми, а также помощь пострадавшим от торговли людьми. 

Целью нашего мероприятия информирование людей о предотвращении торговли людьми в Беларуси. Особое внимание хочется уделить молодежи, проживающей в пограничных регионах. 

Наше мероприятие содействует повышению уровня информированности населения о рисках, связанных с торговлей людьми; расширению экономических возможностей пострадавших и групп риска посредством профессионального обучения и тренингов по развитию навыков поиска работы. 

Почему торговля людьми существует в Беларуси? 

Появление проблемы ТЛ в Республики Беларусь в первую очередь связано с открытием границ и, соответственно, возросшими возможностями граждан путешествовать, трудиться за рубежом. 

ТЛ часто начинается с надежды на лучшую жизнь в другой стране. 

"торговля людьми" означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов; 

Траффикинг – это преступление, которое чаще всего осуществляется на территории нескольких государств. 

Действия, совершаемые траффикерами в отношении жертв торговли людьми: 

  1. Перемещение лица в пределах одной и той же страны или за ее пределы. 

  1. Вербовка лица. 

  1. Совершение каких-либо сделок в отношении лица (купля, продажа, обмен, дарение и т.д.) 

Способы принуждения, используемые траффикерами: 

  • мошенничество; 

  • обман; 

  • долговая кабала; 

  • шантаж; 

  • похищение; 

  • злоупотребление властью; 

  • злоупотребление уязвимостью положения; 

  • подкуп; 

  • изъятие документов; 

  • физическое насилие или угроза его применения в отношении лица либо его родственников; 

  • принуждение к употреблению алкоголя либо наркотиков; 

  • физическая изоляция; 

  • и другие способы принуждения. 

Формы эксплуатации, используемые траффикерами: 

(мероприятие на 2 группы виды торговли людьми) 

  • эксплуатацию проституции и другие формы сексуальной эксплуатации (порнобизнес, стриптиз и т.д.); 

  • принудительный труд или услуги: 

- потогонное производство (например, работа в подпольных швейных мастерских); 

- работа в сельском хозяйстве; 

- в качестве домашней прислуги; 

- попрошайничество и т.д. 

  • торговля невестами, принуждение к заключению брака, брачный туризм; 

  • репродуктивное рабство; 

  • обычаи, сходные с рабством; 

  • извлечение органов и тканей; 

  • и другие формы эксплуатации. 

Какие методы вербовки используют преступники? 

1.Предложения о работе фирм по трудоустройству (игра «Объявление») 

2.Личная вербовка 

3.Предложения поучаствовать в конкурсах красоты, фотомоделей либо пройти курс обучения в школах манекенщиц 

4.брачные агенства 

5.интернет 


Формы и виды профилактической работы с учащимися

Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных: 

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками” (В. П. Созонов) 

«Классный час… - это… та самая "клеточка" воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям…" (Л. И. Маленкова) 

«Классный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у  них системы к окружающему миру» (Н. Е. Щуркова). 

Классный час – час общения  

Очень интересная форма проведения классного часа – час общения, который играет очень большую роль в жизни учащихся, если он задуман интересно и необычно. Час общения – это совместное творчество взрослого и детей. Для того, чтобы дети ждали новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем часов общения. 

Формы часа общения могут быть различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возраста детей, профессионализма педагога. На практике хорошо себя зарекомендовали такие формы: 

Беседа. 

Дискуссия (диспут). Дискуссия позволяет вовлечь детей в обсуждение поставленной проблемы, учит анализировать факты, отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение. 

Сюжетно-ролевая игра – форма КТД , позволяющая обсудить проблему, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры. 

Варианты проведения ролевых игр могут быть различными: “инсценированный суд”, “пресс-конференция”, “спрашивали – отвечаем”, инсценировка литературного произведения. 

Устный журнал. Заранее определяется количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами. 

Социально-культурный проект –это самостоятельное исследование учащимися значимых   социальных различных проблем.  

Ток-шоу – телевизионное или концертное выступление, представление, насыщенное зрелищными эффектами, форма дискуссии, в ходе которой обозначается различные точки зрения, но не ставится задача однозначного решения проблемы. 

 Ток-шоу – дискуссионная форма организации воспитательного процесса. Она привлекательна для подростков тем, что можно поспорить с одноклассниками и педагогом, все подвергнут сомнению, приводя свои аргументы, отстоять собственную точку зрения. 

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме телевизионных игр: “Звёздный час”, “Что? Где? Когда?”, “Слабое звено”, “Счастливый случай” и др.             

Тематический классный час 

Назначение тематического классного часа состоит в том, чтобы развить кругозор учащихся, способствовать потребностям духовного развития учащихся, их интересам, природному самовыражению. 

Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьёзной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы. 

Ситуационный классный час 

В отличии от тематического классного часа, который отвечает в большей мере потребностям духовного роста ребёнка, его интересам, природному самовыражению, ситуационный классный час выполняет задачу социально-нравственной адаптации личности, поскольку на нём акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого учащегося, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. 

Информационный классный час 

Раньше информационный час назывался политинформацией. Но в последнее время политинформацию поспешили выбросить из воспитательной работы, посчитав её не нужной в наше время. Однако это совершенно неверно. Мы должны формировать политическую культуру и коммуникативные навыки учащихся. 

Главное значение информационного часа – формировать у учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно-политической жизни страны, своего района, села, расширить кругозор, разбираться в сложных проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. 

«Пресс-конференция» - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - «журналисты» и «фотокорреспонденты» - берут интервью у докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции способствуют расширению кругозора по изучаемому материалу, более осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к проблеме, умение защищать свою точку зрения.  

 «Тематический блиц-опрос» - представляет собой собственные видеосюжеты старшеклассников по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте  учебного заведения (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как ученики, так и учителя, тех. персонал, родители. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание старшеклассников к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения. 

"Информационный журнал» - форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. 

Обсуждение кинофильма - сложная форма воспитательной работы. Воспитанники по-разному реагируют на то, что видели в фильме, часто высказывают неожиданные суждения, задают вопросы. Поэтому лучше всего вести обсуждение самому классному руководителю, педагогу, воспитателю. После краткого вступления, содержание которого зависит от идеи фильма и его художественных достоинств, он сразу переходит к его обсуждению . В ходе обсуждения фильма желательно, чтобы каждый присутствующий учащийся высказал своё мнение, обосновав его материалами фильма. Полезно поднять спорные вопросы и обсудить их вместе с учащимися, для того чтобы понимание ими достоинств и недостатков фильма стало еще более глубоким. Желательно, если это возможно, связать уведенные на экране события с материалом учебного курса истории, литературы и других предметов. Если фильм представляет экранизацию какого-либо литературного произведения, то можно посоветовать учащимся предварительно прочитать его. Если это учащиеся младших классов, то педагогу следует доступно рассказать о произведении и его авторе, прочесть подходящие отрывки из книги или пьесы, заботясь о сохранении у школьников интереса к фильму. 

    «Брейн-ринг» -  игра представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн - мозг, рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ. Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не требующими длительного обсуждения.  

«Турнир-викторина» - состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы, занимательные задания).  

«Беседа «за круглым столом» - форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением старшеклассников в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими ребятами. Информация по теме может быть изложена или самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), или кем то из ребят, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого ребята дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.        «Круглый стол» - форма организации деятельности, в ходе которой учащиеся за круглым столом обсуждают важные, интересующиеся их вопросы, проблемы, придерживаясь определенных правил ведения беседы. 

За «круглым столом» обучающиеся могут и должны попробовать обоснованно поставить злободневные вопросы по теме обсуждения, серьезно аргументировать подходы к их решению, а также сообщить об удачном и неудачном опыте. 

Дискуссия 

Одним из наиболее успешно и широко применяющихся приемов работы педагога в образовательном процессе по обучению общения является дискуссия. Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающая активную напряженную мыслительную деятельность.      

С помощью дискуссии педагог умело включает учащихся в значимые для них разнообразные жизненные ситуации, вызывающие желание говорить, общаться, и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса. 

Главное назначение дискуссии – размышление и обмен мнениями участников, поиск истины. 

Дискуссия – это такой публичный спор,  целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. 

Конференция 

Конференция – собираться в одном месте: собрание, совещание по определенному вопросу. Одна из наиболее сложных форм организации воспитательного процесса. Она приносит  результат лишь в том случае, если тщательно организационно-методически подготовлена. 

При подготовке к конференции старшеклассники учатся работе с книгой, рецензированию, подготовке публичных выступлений, развивают навыки творческой  и научно- исследовательской деятельности. 

Коллаж 

Коллаж – это творческий жанр, когда произведение создается из самых разнообразных вырезанных и наклеенных на бумагу или холст изображений. 

В широком значении коллаж – смесь разнообразных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов. 

При создании коллажа учащиеся применяют свои теоретические знания, превращая их в знаково-символическую форму. В ходе работы развивается познавательный интерес, фантазия, воображение, появляется возможность выразить свои чувства и настроение, проявить оригинальность, дизайнерские способности. 

Тренинг 

Тренинг – это одна из форм обучения и передачи информации, групповое занятие по какой-либо ранее заявленной теме, на которой собравшиеся участники заняты решением каждый своей проблемы. 

От лекции тренинг отличается тем, что теоретический материал не только дается, но и прорабатывается на практике. Достигается это за счет того, ведущий на протяжении всего тренинга активно работает с мотивацией участников, стимулируя их интерес и пробуждая желание сделать услышанное частью своего личного опыта. 

Агитбригада: сущность, принципы и формы деятельности 

Развитие нашего общества, рост и расширение политической активности, духовных запросов и потребностей личности ставит перед школой задачи по совершенствованию системы воспитательной работы, что предполагает создание в школе такого воспитательного процесса, посредством которого учащиеся могут и должны развивать свои дарования, способности, склонности и знания. 

Одним из путей повышения эффективности воспитательной системы является выбор наиболее действенных её форм, методов и средств, главным критерием отбора которых должны стать наличие возможности творческого самовыражения учащихся, их интеллектуальное и эмоциональное развитие. 

Деятельность агитбригады как формы общественно-политической практики, помогает реализовать большой творческий потенциал подростков, так как она органически соединяет в себе высокое идейно-нравственное содержание с яркими художественно-привлекательными формами выражения этого содержания. 

Кейс-метод 

 Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). 

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.