Подростки в сети: методика обнаружения потенциальных угроз
Инструкция по выявлению потенциальных угроз (можно зайти по этой ссылке)
<font face="georgia, serif"> </font>http://rcdt.edusite.ru/DswMedia/podrostkivsetimetodikavyiyavleniyapotencial-nyixugroza4.pdf
О деструктивной деятельности интернет-сообществ
В настоящее время фиксируется деструктивная деятельность сообществ соцсети «Вконтакте», направленная на распространение среди молодежи региона суицидальный идей.
В 2015-2016 гг. данные факты фиксировались в Российской Федерации и Республике Казахстан. В частности, были выявлены случаи, когда пользователей социальной сети «Вконтакте», в основном школьников, принуждали к сведению счётов с жизнью группой неизвестных, действовавших через суицидальные группы (упоминаются такие группы, как «Разбуди меня в 4:20», «Море китов», «f57», «Тихий дом» и другие).
По мнению СМИ, администраторы этих и многих других закрытых групп причастны к самоубийствам не менее 130 школьников в различных городах РФ. Доведение до самоубийства проходило в ходе «квеста», «завербованным» давались задания, которые впоследствии говорили о «готовности» подростка совершить суицид. Также установлено, что в качестве первых поручений были задания «порезать вены» с высылкой фото или видео, подтверждающих нанесенные повреждения.
На сегодняшний день, в социальной сети «Вконтакте» регистрируется большое количество т.н. «групп смерти» и доступ детей к размещенным там материалам возможен уже с раннего возраста (10-12 лет). Как правило, с большой долей вероятности можно говорить, что с детьми работают взрослые люди - системно, планомерно и четко, шаг за шагом подталкивая их к последней черте. Работают со знанием их пристрастий и увлечений, используя любимую ими лексику и культуру. Применяют знания в области психологии, внушая девочкам, что они «толстые», а ребятам, что они - «лузеры» для этого мира. Внушают детям, что на самом деле есть иной мир, лучший от существующего и вот там они - «избранные».
Тем не менее, острое внимание к этой теме среди подростков и детей заставляет насторожиться. Шокирующий контент, находящийся под «тегами», даже если не подтолкнёт ребёнка к прыжку с крыши, то может нарушить психологическую гармонию и вызвать страх, апатию, депрессию и замкнутость.
В настоящее время при переходе по «знаменитым» тегам с упоминанием китов и времени 4:20 можно увидеть увеличивающееся с каждым часом количество постов характерного содержания. Например, видеоролик, выложенный в «Инстаграм», где в режиме реального времени подросток прыгает с крыши многоэтажки, за сутки уже посмотрело более 300 тысяч человек. И данное видео продолжает набирать «популярность», оставаясь в открытом доступе.
Фотографии с изображением порезов, крови, фраз «разбуди меня в 4:20» и остальные маркеры суицидальной направленности буквально заполонили «Инстаграм» за последние несколько дней. Смертельная игра продолжается, только на другой территории.
Очень много так называемых групп смерти перешли в другие социальные сети. В основном это «Инстаграм» и «Твиттер», где продолжают смертельную игру под ставшими печально известными тегами.
Основной причиной выбора данной площадки для «смертельной игры» стало то, что сеть становится всё популярнее в мире: СМИ пишут о ней статьи, огромное количество бизнес-ресурсов делает обучающие программы, публикует советы о продвижении.
Основной аудиторией ресурса сегодня являются женщины, большая часть — неработающие мамы и, конечно, школьники и студенты, ловко копирующие своих звёздных кумиров и т.д.
Необходимо отметить, что в сети Instagram система бана построена на очень высоком уровне и работает весьма оперативно. Поскольку представители сети уже заявили, что вносят теги, связанные с этими группами, в список для чистки и блокировки, они быстро справятся с поставленной задачей. Другой момент: теги могут меняться, организаторы этих групп найдут другие подходы, другое тотемное животное.
Одним из способов обхода блокировок стали эфиры популярных людей! Как правило, в «Инстаграме» идёт завязка по тегам, а дальше участников переводят в мессенджеры типа «Вайбера» и «Вотсапа», и там уже начинается «игра в смерть». Кроме того, ещё очень много подобных «игр» ведётся на форумах, которые зарегистрированы на иностранных серверах.
Со слов психологов, дети и подростки ещё не умеют отсеивать опасную информацию, так как у них плохо развита внутренняя модерация, а любая агитация против «групп смерти» лишь подстёгивает их любопытство. Кроме того, корень всех проблем у подписчиков таких групп - это недостаток внимания и одиночество. Желающих свести счеты с жизнью достаточно, и нужно только убедить их в том, что если они объединятся в одну семью, никто не останется одиноким, ибо так им откроется смысл существования.
Ранее деятельность указанных интернет-сообществ была не характерна для территории Беларуси. Однако в начале 2017 года в Витебском регионе фиксировались факты деятельности деструктивных интернет-формирований, которые используя определенные группы и
сообщества в социальных сетях, склоняли подростков к совершению суицида.
Справочно: По мнению специалистов, чтобы избежать беды, в создавшейся ситуации родители должны быть максимально чуткими к своим детям. Необходимо в каждом доме, где ребёнок имеет возможность выхода в Интернет, предпринять все необходимые меры безопасности, начиная с установки программ, обеспечивающих контроль доступа к сайтам, контроля времени, проводимого ребёнком за компьютером. Обязательно контролировать поведение и настроение детей.
Круг общения ребёнка должен быть известен родителям, посмотрите, какой настрой у окружения; в случае если есть определённые сомнения в ком-то из друзей, поинтересуйтесь у его родителей, насколько они осведомлены о потенциальной угрозе жизни и психическому здоровью ребёнка со стороны деструктивных сообществ.
Не проходите мимо возможных самоповреждений, которые дети могут маскировать под царапины от кошки, например. Это один из серьёзных сигналов, требующий уже безотлагательного вмешательства специалистов. И постарайтесь больше времени проводить с детьми.
Родители должны найти подход к своим детям, говорить об этой проблеме, предупредить и объяснить, в чём реальная опасность.
Проверьте вместе со своими детьми их аккаунты, очистите их, сделайте закрытыми, если надо. Объясните ребёнку, что вы не хотите вмешиваться в его личное пространство, но бережёте его от реальной опасности.
Об экстремистских проявлениях в молодежной среде
Молодежь рассматривается как главная движущая сила массовых протестных акций, силового давления на власть, вплоть до ее смещения. В молодежной среде наблюдается рост таких проявлений радикализма как фашизм, анархизм, антиглобализм и т.п.
Молодежные радикальные группирования, склонные к проявлению экстремистских действий, делятся на леворадикальные: «Левый Фронт», «Национал-болыневистская партия», «анархисты», «антифа» и праворадикальные: «футбольные фанаты», «скинхеды». По возрастному составу их участники имеют возраст, как правило, до тридцати лет, преимущественно студенты, учащиеся средних специальных учебных заведений, а также лица, работающие в не государственных субъектах хозяйствования (индивидуальные предприниматели, работники частных фирм). Их лидерами выступают лица, состоящие в данных структурах длительное время, в связи с чем, заслужили авторитет среди молодого поколения, обладающие развитой физической силой («скинхеды», «футбольные фанаты», «антифа»). В политизированных объединениях лидерами являются бывшие политические деятели, находящиеся в оппозиции к действующей власти в государстве и имеющие финансовую поддержку из-за границы («Левый Фронт», «НБП» и др.).
В целях недопущения призывов и действий по разжиганию национальной и религиозной розни сотрудниками правоохранительных органов проводятся комплексные профилактические мероприятия в молодежной сфере, а также среди фанатского движения.
Кроме того, актуальной проблемой остается участие белорусских граждан, в том числе, представителей националистических группирований, в вооруженном конфликте на юго-востоке Украины из идейных или корыстных побуждений. Информация о наборе добровольцев в военизированные отряды Украины распространяется посредством электронных масс-медиа и социальных сежей. В частности в 2016 году, в сети интернет широко распространялась информация о создании в Волынской области Украины добровольческого отряда «Пагоня», укомплектованного белорусскими гражданами. Также имеется информация о вступлении соотечественников в ряды батальона «Азов» и военизированных подразделений ополчения.
В оценках западных аналитиков присутствует мнение о нарастании протестного потенциала в молодежной среде. При этом проводятся прямые аналогии между теми событиями, которые могут ожидать Беларусь в перспективе и тем, которые сегодня происходят на Украине.
Наличие широкого поля для информационной деятельности деструктивных молодежных организаций в сети Интернет: «В контакте», «Одноклассники», «Facebook», «Twitter», деятельность которых направлена на дестабилизацию общественного и правового порядка в Республике Беларусь, дискредитацию конституционных основ государства.
В частности, пользователями сети из числа активистов политизированных группирований радикальной направленности созданы группы «Революция через социальные сети», «Белорусское национальное освобождение», «Плошча працягваецца тут», «Нацыянальна-вызваленчы фронт», «Беларуси народны рух «Незалежная Беларусь», «Мы за великую Беларусь» и т.п. Организаторы данных групп в большинстве своем руководят своими адептами из-за рубежа, их активность щедро оплачивается иностранными спонсорами.
По замыслу организаторов укзанных интернет-сообществ, созданные структуры должны стать платформой для обсуждения, а затем и проведения масштабных протестных акций. Так, на интернет-ресурсах размещается информация, дискредитирующая органы власти и управления, а также призывающая принять участие в протестных акциях на «центральных площадях крупных городов». По замыслу организаторов необходимо достичь определенного количества участников, чтобы спровоцировать столкновения с органами милиции и создать условия для массовых беспорядков.
Необходимо отметить, что лица, пытающиеся дестабилизировать обстановку в регионе, не только виртуально осуществляют свою деятельность по формированию протестного электората среди молодежи, но и воплощают ее в жизнь.
В настоящее время определенную обеспокоенность вызывает присутствие в регионе приверженцев нетрадиционных течений ислама, которые могут являться идеологической базой различных религиозно-экстремистских террористических организаций. Всего в области проживает около 2.300 выходцев из мусульманских стран. Численность глубоко верующих мусульман составляет чуть более 100 человек, в том числе около 20 приверженцев экстремистских идеологий Аль-Каиды, ИГИЛ, Братьев мусульман. Религиозные убеждения указанных лиц проявляются в организации закрытых намазов для узкого круга верующих, изучении и распространении экстремистской литературы, привлечении в ислам новых адептов, поддержке в соцсетях действий исламских террористических группировок, оскорблении религиозные чувств верующих иных конфессий.
* Участились случаи привлечения в радикальный ислам коренных жителей Республики Беларусь, которые в свою очередь осуществляют его популяризацию среди своего окружения, вербуя других лиц. Увеличение численности студентов из Туркменистана также создают предпосылки для распространения на территории области радикальной исламской идеологии, характерной для данного региона.
В этой связи только совместные усилия администрации учебных заведений, педколлектива, родителей и (при необходимости) сотрудников правоохранительного блока не позволят допустить радикализации молодежи, втягивания ее в противоправную деятельность.
Памятка
"Деструктивные игры в социальных сетях"
Специалисты говорят о том, что социальные сети сегодня – это средство общения и получения эмоций. Для подрастающего поколения они притягательны вдвойне. С их помощью можно найти друзей и единомышленников, поделиться впечатлениями и переживаниями, свободно выражать свое мнение и задавать интересующие вопросы, не боясь насмешек и непонимания.
Но есть у этой медали и другая сторона. В соцсетях стали распространяться так называемые «группы смерти» и им подобные «квесты», администраторы которых играют на эмоциях несовершеннолетних, превращают их в марионеток, жонглируют судьбами, используя психологические уловки и шантаж.
Можно ли предотвратить негативное воздействие на психику подростков? Как защитить их от распространяющихся в сети деструктивных идей и опасных игр, которые на примере реальных фактов, произошедших в Витебске и Минске, взволновали теперь уже и нашу страну.
По какой причине подростки оказываются втянутыми в игру не на жизнь?
Отчасти интересоваться ими молодежь толкает природное любопытство. Даже заранее зная о том, что последним заданием «игры» является самоубийство, несовершеннолетние, как правило, не воспринимают эту опасность всерьез. Ввязываются в игру, пытаясь доказать, что внутренне сильнее других, что с ними ничего плохого случиться не может.
Но все же кураторы подобных игр или групп неплохо разбираются в психологии, в том числе детской, владеют механизмами эмоционального воздействия и психологического давления.
Что заставляет подростков играть до конца и пытаться покончить с собой? Корень проблемы заключается в отсутствии доверительных контактов с ближайшим окружением, в первую очередь, с родителями. Даже если подросток попал в поставленный кем-то психологический капкан (например, если его шантажируют компроматом), важно, чтобы он мог излить душу кому-то из близких, кто поможет выпутаться из сложной ситуации.
Чтобы эта проблема не коснулась детей, родителям стоит не запрещать пользоваться соцсетями, а максимально широко объяснять, какие мотивы движут злоумышленниками. Расскажите о том, что кураторы групп смерти самоутверждаются за счет своих подписчиков, хотят получить над ними власть, чтобы играть с детьми, как с куклами, не заботясь об их чувствах и дальнейшей судьбе.
К сожалению, в интернет-пространстве немало злоумышленников, детям и подросткам об этом нужно рассказывать обязательно. Взрослые должны предупреждать их о том, что переходить по сомнительным ссылкам может быть опасно не только из-за вирусной угрозы для компьютера. Не лишним будет напомнить несовершеннолетним о правилах безопасности, которые распространяются и на действия в интернете. Например, о том, что личные данные (адрес, телефон, паспорт) и другую подробную информацию о себе и своей семье нельзя сообщать незнакомым людям, потому как этими данными могут воспользоваться мошенники.
Не упускайте из виду круг общения и интересы ребенка, организуйте его досуг, постарайтесь сориентировать его на развивающие занятия вне школы. Бесцельное времяпровождение, когда несовершеннолетний не знает, чем заняться на улице, или часами сидит за компьютером, провоцирует к необдуманным поступкам.
Запрещая подростку выход в интернет, можно вызвать негативную реакцию в ответ. Ограничения должны быть в разумных пределах. Например, можно подключить услугу «Родительский контроль», которая позволяет блокировать переход на потенциально опасные сайты и доступ к интернет-контенту, который не лучшим образом влияет на психоэмоциональное состояние подрастающего поколения.
Не только любопытство, но и внутренние противоречия, близкие к суицидальным мысли подталкивают несовершеннолетних к опасной сетевой игре. Как понять, что ребенок стал ее участником?
Подросток не высыпается, даже если рано ложится спать. Рисует китов, бабочек, единорогов, закрыл на своей страничке в соцсети доступ к подробной информации, а в его переписке с друзьями появились фразы «Синий кит», «Тихий дом» «разбуди меня в 4.20», «я в игре», или на стене его персональной странички в соцсети есть цифры, начиная от 50-ти и меньше.
Если он переписывается в мессенджерах (например, в вайбере) с незнакомыми людьми и получает от них странные задания. Судя по анализу названной проблемы в России, предупредить такие случаи и доказать причастность третьих лиц к необдуманным действиям подростков довольно трудно. Задания в виде своеобразного квеста дети получают ночью. Родители могут даже не догадываться о настроении и планах ребенка и не найти связанную с «игрой» информацию, так как она, как правило, удаляется после доставки по назначению.
«Безопасный» интернет:
как уберечь детей от его ловушек
- Интернет, его угрозы и правила безопасности
Нам, взрослым интернет-пользователям, сеть нужна в первую очередь для работы, но, помимо этого, мы используем интернет в соответствии со своими интересами, вкусами и пристрастиями. Мы знаем, что при желании можем найти там практически все. А что предпочитают делать и что ищут в сети наши дети? Чем они старше, тем определеннее их интересы и потребности, и нередко они владеют техникой поиска в интернете гораздо лучше своих родителей. Доступность сети, высокая пользовательская компетентность в сочетании с рисками интернет-среды и отсутствием достаточного жизненного опыта превращают подростков в группу риска по использованию информационно-коммуникационных технологий. И в первую очередь это связано с использованием глобальной сети.
Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания, самоутверждения) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации).
Используя широкие возможности интернета, подростки могут удовлетворять большую часть своих запросов. Причем с помощью сети это иногда можно сделать гораздо быстрее, чем в реальной жизни. Кроме того, в интернете подросток может действовать независимо от родителей или кого-либо другого. Здесь в полной мере реализуется одна из ведущих социальных потребностей этого возраста - в самостоятельности и автономии.
Какие нужды подростки удовлетворяют с помощью интернета? На основе анкетирования нескольких тысяч учащихся исследователями выделены 7 типов подростков - пользователей интернета: "любознательные", "бунтари", "игроки", "тусовщики", "потребители", "ботаники", "деловые". Первые четыре типа - самые распространенные среди школьников.
Виртуальная реальность, как и любое пространство, обладает своими плюсами и минусами. Существование кибер-опасностей так же неоспоримо, как польза и удовольствие от использования Интернет-ресурсов. За безопасностью пользователей следят как государственные структуры, так и сотрудники Интернет сервисов. Тем не менее, ежедневно появляются новые жертвы, чаще всего пострадавшие от собственной неосведомленности.
Основные опасности сети Интернет: порнография, детская порнография, нарушение авторского права, пропаганда экстремизма и наркотиков, суицидов, нецензурные тексты, вирусы, трояны, нежелательная почта (Спам), онлайн мошенничества, незаконный контакт, киберпреследование (угрозы, сексуальные домогательства с использованием информационных технологий).
Существуют правила безопасности в Интернете, которые нужно знать и выполнять (Приложение 1).
2. Группы смерти в интернете
За последнее время в соцсетях («ВКонтакте») усилилась активность групп, где школьников вовлекают в игру вокруг самоубийства. Для этого используются специально созданные группы, а также особые хэштеги — «куратор», увидев их на страничке ребенка, связывается с ним. «Куратор» дает школьнику инструкции: что нужно делать, чтобы присоединиться к смертельной игре. Участники этих «групп смерти» ассоциируют себя с китами — высокоразвитыми животными, которые якобы осознанно совершают массовые самоубийства, выбрасываясь на берег. Способность на самоубийство привязывается к внутренней свободе. Картина издыхающих китов некрасива, и поэтому в сообществах эти «свободные» киты летают. Из групп смерти поклонники «моря китов» и «тихих домов» репостят (пересылают друг другу) видео и графику с летающими китами под медитативные звуки. Детям предлагают пройти экзамен — повредить себя, а потом предоставить фото и видео этого для вхождения в группу. Несколько сотен детей откликнулись и уже ждут на своих страничках куратора со стихами, подобными этому (орфография и пунктуация сохранены):
Синей дом, что стоит на волнах
Синей кит, что плывет в облаках
Забирай меня кит к себе
Я жду инструкций. Я в игре
#синий_кит
Это одновременно согласие на игру, призыв куратора и сигнал тревоги для родителей. Куратор должен оценить аккаунт и выйти на связь. Дальше — игра со смертельным исходом. Дети в социальных сетях пробуют запросить себе куратора через специальные сообщения. И куратор начинает опрашивать их на предмет серьезности принятого решения. Начинается игра. В 4.20 каждое утро ребенок просыпается за очередным заданием для его выполнения по нарастающей. Где-то посередине детям начинают давать интимные задания, чтобы жертва не могла соскочить, боясь шантажа, — ведь к этому времени кураторы знают, где она живет и как ее найти. Об этом сообщают ребенку и этим его шантажируют – если ты не дойдешь до конца игры пострадает твоя семья, мы знаем где ты живешь.
Примерный список заданий на каждый день
С 1 по 29 день. На руке лезвием вырезать f57. Проснуться в 4.20 и смотреть страшные видео. Порезать вдоль вен руку (не глубоко). Только три пореза. Нарисовать кита на листочке. Если ты готов стать китом — пишешь на ноге лезвием «да». Если нет, то делаешь со своей рукой всё, что хочешь (много порезов и так далее). Задание с шифром, как квест. Выцарапать f40. Написать в статусе #я кит. Должен перебороть свой страх. Встать в 4.20 и пойти на крышу. Надо выцарапать на руке кита или нарисовать. Целый день смотреть страшные видео. Слушать музыку, которую они тебе присылают. Порезать губу. Тыкать руку иголкой. Сделать себе больно. Пойти на самую большую крышу и стоять на краю. Залезть на мост. Залезть на кран. Проверка на доверие. Надо по скайпу поговорить с китом. Сидеть вниз ногами на краю крыши. Снова задания с шифром. Секретное задание. Встретиться с китом. Тебе говорят дату смерти, и ты должен смириться. В 4.20 пойти на рельсы. Ни с кем не общаться. Дать клятву, что ты кит.
С 30-го по 49-й день игры каждый день просыпаешься, смотришь видео, слушаешь музыку и каждый день делаешь по новому порезу на руке, разговариваешь с китом. На 50-й день поступает задание совершить самоубийство.
Вступив в группы «китов», дети попадают под влияние злоумышленников — кураторов, которые начинают с ними смертельную игру. Суициды романтизируют, окружают ореолом таинственности. Школьникам предлагают задания, загадки, отмечая, что к этой игре могут присоединиться только избранные, лучшие, смелые. Попутно ребенку внушают, что в суициде нет ничего плохого. Чаще всего игры происходят рано утром, пока родители еще спят. Ребенок просыпается в 4.20 утра и до 6.00 выполняет задания. Из-за недостатка сна слабеет воля. Чтобы понять, что ребенок на всё готов, кураторы дают жесткие задания — например, вырезать на руке или ноге изображение кита или название группы.
Психологический механизм воздействия данных заданий состоит в подавлении воли ребенка, подчинении его куратору. Задание на просыпание в 4.20 - это депривация сна (деприва́ция сна — недостаток или полное отсутствие удовлетворения потребности в сне, может возникнуть как результат расстройств сна, осознанного выбора или принудительно, при пытках и допросах). Ребенок не выспался, смотрит страшные ролики, это пугает, стресс физиологический накладывается на стресс от увиденного, подавляется защита.
Задания с требованием нанести себе порезы или сделать рисунок кита - это акт принятия в сообщество и обет послушания жертвы. Если ребенок этого не сделает, то его отвергнут. Он уже отвержен родителями, как ему кажется, и он боится снова оказаться ненужным. Жертва должна доказать свою покорность, куратор отбраковывает ненужных. Социальный инстинкт заставляет ребенка соответствовать критериям сообщества.
Задания «Пойти на крышу и стоять на краю» - это не борьба со страхом, как говорит ребенку куратор, это демонстрация покорности ему.
Задание «весь день смотреть страшные видео» - направленона снижение чувствительности к неприятным картинкам и снимает барьеры восприятия.
Задание «слушать присылаемую куратором музыку» - это «медитативная» музыка, тут и ореол тайны, и продолжение подчинения воле куратора. Происходит отъем индивидуальности, подавление воли ребенка. Причинение боли, вопросы интимного характера, шантаж — это тоже проверка на доверие, то есть манипуляция и подавление. Итог — дата смерти и смирение с ней. Ребенок уже готов. Все задания повторяются по многу раз и дублируются. Повторение и повторение — вот что нужно манипулятору. И все задания обязательно с нарушением сна.
Сегодня механизм вовлечения подростков автоматизирован и работает круглосуточно, как конвейер. В сутки в соцсети «ВКонтакте» появляется от 1 тыс. до 3 тыс. стихотворных постов, и 90% из них опубликованы роботами. Чтобы тема детских смертей оставалась в информационном пространстве, заказчику требуется немало денег (цена интернет-бота для постинга стихов или ответа на комментарии к ним, цена аккаунтов, покупка компьютера или смартфона, SIM-карт, оборудования интернет-соединения, услуг и техники для скрытия своих следов, оплата работы кураторов).
Всё происходящее — часть большой гибридной информационно-психологической войны. Это проплаченная акция, целью которой является отработка информационных атак на конкретную группу пользователей, в данном случае — на подростков, целью которой является рост подростковой смертности в русскоговорящих странах.
3 Мотивы включения детей в игры смерти
Разработчики данных игр хорошо знают и учитывают психологию ребенка.
Нужно отметить, что в период с 11 до 17 лет психика у подростка крайне нестабильна, что выражается в скачках настроения, в недовольстве собой, окружающим миром и людьми. Это порождает внутренние конфликты и очень опасно, когда ребенок остаётся наедине со своими мыслями, а родные и друзья не хотят его услышать.
У подростка происходят не только психологические изменения, но и физиологические. Например, проявляются высыпания на лице, чрезмерная полнота или худоба, ребёнок просто не знает, как владеть собой и своим телом. Плюс в этом возрасте у подростка возникает первая влюблённость и появляются проблемы с противоположным полом. Он пытается разобраться в себе и черпает информацию из Интернета. А там не все белые и пушистые.
К попытке суицида могут привести проблемы с учебой; проблемы в отношениях с одноклассниками, в каждом классе есть свой козёл отпущения.
Причиной вовлечения в группы смерти может быть и социальное расслоение - существует очень много вещей, которые хочется иметь подростку и которые есть у его одноклассников. Это очень обидно и вызывает у подростка лишь чувство ненависти.
Иногда дети вовсе не желают умирать, они попросту хотят с помощью намёков на суицид привлечь внимание взрослых.
Ощущения ненужности и одиночества при отсутствии должного психологического контакта между родителями и детьми, невозможностью обсудить проблемы ребенка и получить от родителей психологическую поддержку и защиту, могут спровоцировать детей к необдуманным поступкам.
Много опасных поступков дети совершают ради рейтинга, количества подписчиков в Интернете как способ получить признание и самоутвердиться.Пробегая перед машиной, подросток приобретает уважение у друзей, они считают его смелым. Это не попытка суицида. Действуя подобным образом, ребята не предполагают, что все может закончиться травмами или даже смертью. В этом возрасте они не склонны думать о последствиях, они живут эмоционально.
Дети и подростки любят играть, особенно, если это занятие сопровождается острыми ощущениями. Из-за нехватки любви в семье дети начинают искать заряд эмоций в группах смерти в социальных сетях. Попадая туда, юные интернет-пользователи видят только положительную сторону – он в команде, он кому-то нужен (даже в 4.20 утра), он выполняет различные задания. Подобные игры похожи на квесты (поэтапные действия по заданным инструкциям с поиском подсказок), которые очень популярны среди молодежи. Они дают подросткам эмоции, неважно — положительные или отрицательные, они заряжают ребенка.
Обычно заложниками игр смерти становятся ребята из эмоционально неблагополучных семей. Это не обязательно пьющие или ведущие асоциальный образ жизни родители. Мама и папа могут быть с виду нормальными, но депрессивными или холодными по отношению к своему ребенку, невнимательными к его состоянию, авторитарными, вечно занятыми своими делами и откупающимися от детей подарками. А подросток осознает себя как личность, он хочет понимания, любви как к личности со стороны значимых для него людей. Если любви нет, то он трактует это иначе, чем мы, взрослые. Он делает вывод — я плохой. Он не может понять, что родители заняты и им не до него. Он не нужен — значит плохой. Что-то в нем не так. И ищет понимания на стороне. Ребенок начинает искать кого-то, кто его поймет. Если в этот момент он найдет «группу смерти», где его примут, а еще и посвятят в тайну… А ведь самая большая тайна — это смерть. Никто подростку сразу не будет говорить о суициде, даже «попытаются отговорить», если он сам заведет об этом разговор.
Ребенок, вступающий в такие игры, не понимает, что это путь в один конец, что возврата не будет, потому что он - ребенок! Это человек, который не способен оценивать свои поступки и нести за них ответственность. Ребенок не понимает этой игры, его легко обмануть. Ему достаточно «дать согласие», а дальше идет отбор. От куратора зависит, доведет ли он подростка до конца. А «группа смерти» создаст «ореол героя», дошедшего до конца и не струсившего.
Многими детьми, вступающими в игру, движет любопытство и тайна.
Следовательно, причина подростковых суицидов не в том, что кто-то в Интернете нашептал убить себя — это как раз следствие. Подросткам, которые попадают в группы смерти, не хватает внимания и признания в повседневной жизни. Все это способна дать семья – все в руках мам и пап, бабушек и дедушек. Надо ценить времяпрепровождение с теми, кого любим. Родители зачастую работают допоздна или вообще на двух работах, а когда приходят домой — у них не хватает ни сил, ни времени, чтобы заниматься ребенком, нормально с ним пообщаться. Дети, и подростки в особенности, переживают это очень тяжело. Важно признание значимых сверстников, самореализация в деятельности, хобби, привязанности (спорт, животные…).
4. Профилактика интернет-рисков
Судя по масштабам происходящего, бороться с создателями подростковых суицидальных групп надо на государственном уровне. Сегодня в России созданы войска информационных операций, о чем в конце февраля заявил министр обороны С. Шойгу. В ряде стран структуры, подобные войскам информационных операций, уже существуют. Эти структуры работают, в том числе, и с популярными интернет-ресурсами, и социальными сетями. Компетентные органы нашей страны также участвуют в решении данной проблемы. По мнению специалистов, эта работа находится в компетенции МВД, в Уголовном кодексе есть статья «Доведение до самоубийства» (ст. 146 ч.2). Уже возбуждены уголовные дела по данной статье и в России и в нашей стране. Регулярно проводится мониторинг содержания социальных сетей и выявляются террористические, экстремистские и суицидальные сообщества. Более 10 тыс. сообществ и сайтов, распространявших информацию о самоубийствах, заблокировано в сети с 2012 года.
К борьбе с суицидами подключилась администрация социальной сети «ВКонтакте». Поиск по суицидальным хэштегам больше не возможен. На месте заблокированных сайтов теперь показывают ссылку на страницу бесплатной психологической помощи. В СМИ появилась информация, что Facebook будет вычислять склонных к самоубийству пользователей с помощью искусственного интеллекта.
Создаются и действуют разного рода общественные организации: сообщества родителей, "Лига безопасного Интернета", «Антикит», «Крибрум», волонтерские группы, которые выявляют и блокируют соответствующие группы в интернете и проводят собственные акции «Я выбираю жизнь!».
Помимо проведения профилактических мероприятий на государственном уровне, проводится работа в учреждениях образования: дети активно вовлекаются в занятия спортом, художественной деятельностью, в кружки и факультативы как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования; специалисты СППС учреждений образования осуществляют мониторинг социального статуса учащихся в классе, отношений в семье, занятости учащихся во внеурочное время, проводят психологическое просвещение и консультирование учащихся и их родителей, организуют досуговую деятельности.
Более важным в решении данной проблемы, по мнению специалистов, является система ценностей личности, вера, убеждения человека, которые необходимо целенаправленно формировать. Если нет традиционных ценностей, будут формироваться суррогатные. Например, при покорении Америки индейцам давали стеклянные бусы в обмен на золото. Они не понимали ценностей, и их обманывали. То же происходит с детьми, которым внушают деструктивные суррогаты. Духовно-нравственное воспитание личности школьников, осуществляемое учреждениями образования, религиозными конфессиями и, прежде всего, родителями, является условием устойчивости личности ребенка в различных жизненных ситуациях.
Чтобы предотвратить попадание подростка в опасные игры, родителям нужно внимательно следить за ним. При наличии проблем ребенок начинает проявлять пассивную агрессию, замыкается в себе. Если родители не занимаются своим ребенком, то они не смогут ему помочь. Необходимо совместное времяпрепровождение, знание интересов ребенка. У него не должно быть свободного времени. Мозг ребенка умеет только учиться, и задача родителей — учить.
Родителям необходимо самостоятельно проводить профилактическую работу со своими детьми. Родители должны смотреть за поведением ребенка, особенно в подростковом возрасте. Ваше внимание – залог безопасности вашего ребенка. Если он начинает хлопать дверью, портить мебель, повышать голос на родителей, пинать животных — это уже повод задуматься и начать действовать. Научите детей сообщать вам о своих планах на день, не разговаривать с незнакомцами, оставлять вам номера телефонов своих друзей, сообщать вам о чувстве тревоги, не гулять в безлюдных местах, освойте вместе с ребенком правила безопасного поведения в интернете, посмотрите вместе с детьми видеоролики, которые они смотрят, послушайте песни, которые звучат в их наушниках.
Чаще проводите с ними свое время, корректно проводите осмотры тела, тетрадок в поиске рисунков, статус ребенка в интернете, фотографии на телефоне возле опасных объектов (крыши, мосты, железнодорожные пути).
Корректно проверяйте смс-сообщения и переписку вашего ребенка в интернете. При этом специалисты отмечают, что тотальный контроль — это не выход из ситуации. Если мама или папа начинают читать личные переписки ребенка в социальных сетях, то может пойти обратная реакция. Подросток перестает доверять, меняет пароли и еще больше отдаляется от семьи.
Родители должны знать симптомы включения ребенка в игру смерти: встает в нестандартное время, нарушения сна (кошмары, поверхностный сон), нарушение аппетита; на теле имеются порезы и синяки, изменяются поведенческие реакции: наблюдается заторможенность, рассеянность, тревожность, замкнутость, скрытность, стремление к одиночеству, фобии, стремление убежать или спрятаться, чувство вины и стыда, депрессия, ложь, вспышки гнева и агрессии, смена интересов, нежелание строить планы на будущее.
Если заметили, что-то из перечисленного - надо срочно выключить компьютер, отобрать смартфон, обратиться в правоохранительные органы, общественные организации и к психологам, спокойно поговорить с ребенком, сказать, что вы его любите и поддержите в любой ситуации; необходимо попытаться выяснить, почему его поведение изменилось, помня при этом, что его могут шантажировать причинением вреда родителям, если он сознается.
Самый лучший способ — это установить доверительные отношения с помощью разговоров и совместно проведенного времени на прогулках, при просмотре фильма или просто на домашнем чаепитии, в общей деятельности членов семьи. Ребенку нужно уделять внимание - это может быть два раза в неделю по полчаса, но это время должно принадлежать только ему.Ведь нашим детям нужно не так уж много: чтобы их обнимали, выслушивали, хвалили и одобряли, проводили с ними время. И самое главное – чтобы их Любили!
Ни один родитель не хочет сделать плохо своему ребенку. В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалистам!