Безопасность жизнедеятельности детей в наших руках.
Проблема безопасности жизнедеятельности ребенка в современных условиях — одна из самых актуальных.
Опасность — это любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека, природной и окружающей среде; свойство живой и неживой материи, способной нанести вред человеку, привести к стойкой потере трудоспособности.
Жизнедеятельность человека, создание им в процессе развития индустриальной цивилизации комфортной искусственной среды обитания привели к возрастанию риска аварий и катастроф технических систем, к загрязнению и деградации естественной окружающей среды и т.д. Эти явления создали серьезные угрозы для жизни и здоровья человека, состояния генетического фонда людей.
Одно из определений безопасности жизнедеятельности (БЖД) — благоприятное, нормальное состояние окружающей человека среды, условий труда и учёбы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам;
События, происходящие в окружающем нас мире, показывают прямую зависимость стабильности целых государств и выживаемости народов от подготовленности подрастающих поколений к распознаванию и предотвращению опасностей, от системы общественных и индивидуальных механизмов защиты государства и отдельной личности.
Следует подготовить человека к чрезвычайным ситуациям, умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно на основе формирования у него системы знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, обучения практическим навыкам охраны жизни и здоровья, формирования опыта безопасной жизнедеятельности.
В директиве Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» указано на необходимость организовывать во всех коллективах и по месту жительства обучение граждан действиям в чрезвычайных ситуациях, на предусмотрение мер по созданию государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций в республике. Важнейшей составной частью системы общественной безопасности является обучение подрастающего поколения основам безопасной жизнедеятельности.
Следует соблюдать эти нормы и правила безопасности поведения дома, на улице, в школе, на природе, в обществе и на производстве
Правила безопасного поведения на дороге |
Общие правила поведения участников дорожного движения |
Участники дорожного движения (водитель, пешеход и пассажир) обязаны:
Участникам дорожного движения запрещается:
|
Безопасность пешехода на дороге |
|
Переход проезжей части дороги |
|
Безопасность пассажира |
|
Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае |
|
Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда |
Велосипед и мопед относятся к транспортным средствам. Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, мопедом – не моложе 16 лет. Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как можно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выполнять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения. |
Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов |
Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуковой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям завода-изготовителя. При движении на дорогах в темное время суток велосипеды должны быть оборудованы внешними световыми приборами: впереди – фарой белого цвета, сзади – фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон – световозвращателем оранжевого или красного цвета. |
Соблюдение правил безопасности при использовании пиротехнических изделий |
Цена неосторожности при использовании пиротехнической продукции Редкий подросток откажется взорвать петарду. Учитывая, что увлеченные играми и шалостями дети редко задумываются о собственной безопасности, игры с пиротехникой могут обернуться бедой. Петарды, фейерверки, бенгальские огни и даже хлопушки – потенциальные источники опасности для подростков. Даже в момент зажигания запала обычная петарда может взорваться в руках, что повлечет за собой серьезные повреждения, ожоги или травму глаз. Игры с пиротехникой в людном месте могут вызвать панику среди участников праздника. Даже при отсутствии реальной угрозы дети и взрослые склонны поддаваться массовому психозу, причиной которого может стать шуточный окрик одного из подростков, взрыв хлопушки, возгорание елочных украшений, установленных с нарушением требований безопасности. Панические реакции у подростков проявляются в виде сильной общей заторможенности, вялости действий, а иногда и полной неподвижности. Помните !
Ни в коем случае нельзя подрывать пиротехнические изделия в местах массового скопления людей, а также помещениях, подъездах жилых домов и транспорте (подобные действия расцениваются как хулиганство, за которое родителей могут привлечь к штрафу или даже уголовной ответственности) Запрещается продажа пиротехнических изделий несовершеннолетним в возрасте до 15 лет. Продажа товаров детям: Имеет ли право продавец отказаться отпускать товар, если его приобретает несовершеннолетний? Могут ли родители со спокойной душой отпустить ребенка в магазин за продуктами и быть уверенными, что кассир не отправит малыша домой «за взрослыми»? Оказывается, все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Продажа товаров детям регулируется пунктом 40 постановления Совета министров Республики Беларусь №384 «Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания». Согласно этому документу запрещается продажа: несовершеннолетним в возрасте до 18 лет:
несовершеннолетним в возрасте до 16 лет:
несовершеннолетним в возрасте до 15 лет:
В месте продажи указанных товаров размещается информация о запрете их продажи несовершеннолетним. При возникновении спора покупатель обязан предъявить документ, подтверждающий его возраст. С какого возраста стоит учить ребенка пользоваться микроволновкой, плитой и духовкой? Лучше, чтобы к тому моменту, когда ребенок пойдет в школу, он уже мог самостоятельно разогреть себе еду и сделать чай. Первоклассника стоит научить пользоваться микроволновкой: покажите на своем примере, как вы подогреваете обед в тарелке. Не забудьте объяснить, что в микроволновку нельзя ставить посуду с позолотой и класть металлические столовые приборы. Самостоятельно пользоваться электроплитой ребенок может, когда его рост позволяет не протягивать руки вверх, а держать их параллельно поверхности плиты, не касаясь ее. Согласно постановлению Совета министров Республики Беларусь, пользоваться газовой плитой можно только с 12 лет. К этому возрасту ребенок может начать пользоваться и духовкой. Разумеется, до того как он самостоятельно начнет варить, жарить и печь, подросток должен несколько раз сделать это под вашим контролем. Пользование газовой колонкой возможно – с 14 лет. Правила использования мобильных телефонов Учитывая всё это детям необходимо объяснять правила безопасного использования сотового телефона: 1. Разговор по сотовому телефону не должен длиться более 2 минут, а минимальная пауза между звонками должна быть не менее 15 минут. Гораздо безопаснее писать SMS, чем держать трубку возле уха - так что по возможности лучше писать, чем говорить. 2. Держать трубку мобильного телефона нужно на расстоянии от уха, за нижнюю её часть и вертикально. Затухание радиоволн пропорционально квадрату пройденного расстояния, поэтому отодвинув трубку от уха всего на сантиметр и увеличив, таким образом, расстояние до мозга вдвое, можно понизить мощность, излучаемую в мозг, в четыре раза. 3. Подносить трубку к уху лучше после ответа на том конце. В момент вызова мобильный телефон работает на максимуме своей мощности не зависимо от условий связи в данном месте. В то же время через 10-20 секунд после начала вызова излучаемая мощность снижается до минимально допустимого уровня. Моментально прикладывать телефон к уху бессмысленно ещё и потому, что первый длинный гудок появляется не сразу. 4. Многие дети часто отправляют SMS-сообщения или излишне увлекаются играми, встроенными в сотовые телефоны. Такое регулярное и длительное напряжение на растущие пальцы и кисть может вызвать различные нарушения костей и суставов. Кроме того, играя в такие игры, ребёнок вынужден рассматривать мелкое изображение, долго смотреть на подсвеченный экран, всё время находящийся от глаз на одном расстоянии. Это является серьёзной нагрузкой для глаз и может очень негативно повлиять на зрение. 5. Очки с металлической оправой при разговоре рекомендуется снимать: наличие такой оправы может привести к увеличению интенсивности электромагнитного поля, воздействующего на пользователя. 6. Наконец есть несколько рекомендаций по хранению и переноске телефонов. Так специалисты не советуют класть мобильные телефоны рядом с собой во время сна. Также не стоит постоянно держать мобильный телефон при себе, например, в кармане брюк. То есть, контакты с сотовым телефоном стоит ограничить, особенно, если в этом нет никакой необходимости. Носить мобильный телефон лучше в сумке, не стоит держать длительное время сотовый телефон на груди, поясе или нагрудном кармане Рекомендуемые нормы длительности времяпровождения детей в мобильных телефонах, компьютерах и других гаджетах составляет: 15-25 минут в день – для детей от 3-7 лет; 30-45- для младших школьников, 60-90 –для подростков.
Каждый раз, включая компьютер, телевизор, утюг, помните, что эти бытовые приборы не только ваши помощники. Это электрооборудование, которое может быть опасным, если неправильно его эксплуатировать. Основными причинами загорания от электричества является короткое замыкание электрического тока и перегрузка электропроводов. Признаками тления или горения электропроводов является потемнение изоляции, запах горящей резины или пластмассы, искрение. Обнаружив их, следует немедленно обесточить электроприбор, набросить на него плотную ткань, чтобы прекратить доступ кислорода к очагу возгорания, и позвонить, по телефону 101. Тушить водой электроприборы или находящуюся под током электропроводку опасно для жизни. Чтобы избежать пожаров от электричества, запрещается:
Меры предосторожности и правила обращения с ртутным термометром Ртутный термометр – это запаянная с двух концов стеклянная трубка, из которой выкачан весь воздух. На одной ее стороне имеется резервуар с ртутью. Поскольку при изготовлении таких термометров используется ртуть, обращаться с ними надо крайне аккуратно, чтобы не разбить. Хранить градусник нужно в недоступном для детей месте. При возникновении необходимости в измерении температуры малыша стряхивать и ставить термометр должны родители. Также недопустимо оставлять ребенка без присмотра во время измерения температуры, поскольку он может нечаянно разбить термометр. Если это все же произошло, нужно вывести малыша из помещения, надеть перчатки и собрать разлитую ртуть в банку с раствором марганцовки или с водой, закрыть ее крышкой и отнести ее туда, где находятся специально предназначенные для этого контейнеры либо отвезти в специализированные пункты приема. Лучше всего вызвать в данных целях спецслужбы, например При самостоятельном сборе ртути нужно использовать бумагу или фольгу, накатывая на нее шарики ртути. Кроме того, ртуть можно собирать при помощи шприца, скотча, после чего помещать ее в емкость. Нельзя при сборе ртути- использовать пылесос ! Ни в коем случае нельзя выбрасывать емкость с собранной ртутью в обычный мусорный бак, поскольку данное вещество представляет огромную опасность для человеческого здоровья и экологии. Отравление парами ртути чревато весьма плачевными последствиями. Больше всего страдают почки, при остром отравлении возможно развитие почечной недостаточности. Кроме того, возможно поражение нервной системы. При появлении симптомов отравления ртутью следует в срочном порядке обратиться в больницу. Дети должны знать номера экстренных служб: 101- МЧС, 102- милиция, 103- скорая медицинская помощь, 104- газовая служба. Однако, звонить в данные службы только при необходимости. |